Стас Намин! Сегодня, 8 ноября, исполнилось 69 лет Анаста́су Алексе́евичу Микоя́ну
Ста́с На́мин (настоящее имя Анаста́с Алексе́евич Микоя́н, род. 8 ноября 1951, Москва, СССР) — советский и российский музыкант, композитор и продюсер, художник и фотограф, режиссёр театра и кино. Создатель и лидер группы «Цветы» (наиболее известная песня — «Мы желаем счастья вам»).
Организатор первого в СССР музыкального продюсерского центра SNC, работавшего со многими известными музыкантами (наиболее известный проект — группа Gorky Park).
Принимал участие в организации ранних постсоветских крупных музыкальных фестивалей, создал театр, концертное агентство, студию дизайна, фирму грамзаписи, радиостанцию, телекомпанию и много других проектов в сфере культуры. В 2014 году избран почетным членом Российской академии художеств.
Биография:
Родился 8 ноября 1951 года в Москве. Отец – Алексей Микоян, военный летчик, участник Великой отечественной войны (1941–1945). Мать – Нами Микоян (Арутюнова), музыкант, искусствовед и писатель. Все раннее детство Стас провел с родителями в военных гарнизонах: деревне Рось в Белоруссии, поселке Алакурти под Мурманском, городке Рехлин в Восточной Германии.
Стаса воспитывала мать, с детства приобщая сына к музыке и литературе.
В их Московском доме бывали Д. Шостакович, А. Хачатурян, М. Ростропович, Л. Коган, А. Шнитке, Г. Канчели, Г. Свиридов и другие известные музыканты и деятели искусства. Первым учителем музыки Стаса был композитор Арно Бабаджанян.
В 1957 году шестилетний Стас поступил в московскую среднюю школу № 74, а через четыре года по настоянию отца, продолжая семейную традицию, стал курсантом Московского Суворовского военного училища и окончил его в 1969-м. Там, впервые услышав The Beatles и Rolling Stones, он серьезно увлекся рок-музыкой. Результатом этого увлечения стали две рок-группы, созданные юным Стасом: в 1964 году – «Чародеи» и в 1967-м – «Политбюро». В 1969 году, поступив в институт иностранных языков им. М. Тореза, Стас стал лидер-гитаристом уже известной в студенческой среде группы «Блики».
В конце шестидесятых Стаса увлекло движение хиппи «Дети цветов», бунтующих против существующих в обществе порядков, и в конце 1969-го, под впечатлением легендарного хиппи-рок-фестиваля «Вудсток», он создал свою новую группу «Цветы», которая в последствии стала первой национальной супер-группой и фактически начала рок-движение в массовой культуре страны. Первый сингл «Цветов» как студенческого ансамбля, выпущенный на фирме «Мелодия» в 1973 году, неожиданно разошелся небывалым тиражом в семь миллионов экземпляров. В 1974 году вышел второй сингл «Цветов» таким же огромным тиражом.
В том же 1974 «Цветы» были названы в Московской прессе «советскими Beatles» и начали профессиональную концертную деятельность.
В 1975 году произошел конфликт «Цветов» с филармонией, которая попыталась отнять у музыкантов название, чтобы коммерчески его использовать, а через некоторое время Министерство культуры запретило группу и даже само название как «пропаганду западной идеологии и идей хиппи».
Вынужденный двухлетний перерыв в работе своей группы Намин посвятил окончанию учебы в Московском Государственном Университете, куда он перевелся в 1972 году. В то время он много общался с прогрессивными поэтами и художниками, имеющими статус диссидентов.
Его друзьями были: художники – Анатолий Зверев, Иосиф Киблицкий, Олег Целков, Анатолий Брусиловский, поэт – Алена Басилова, писатели – Генрих Сапгир, Юз Алешковский и др. Тогда же, под влиянием The Beatles увлекшись индийской музыкой и ведической культурой, он стал одним из тех, кто начинал Движение Харе Кришна.
В конце 1976 года Намин вновь собрал группу, и «Цветы» возобновили деятельность уже без запрещенного названия – как «Группа Стаса Намина». Многие сомневались, удастся ли Намину без уже известного всей стране названия «Цветы» добиться такой же популярности. Но это произошло сразу же после выпуска первого сингла в 1977 году. Миллионы поклонников узнали своих кумиров, и Группа Стаса Намина стала, так же популярна, как и раньше, но и так же официально запрещена в центральных советских СМИ, как раньше.
В 1980 году , в связи с Олимпиадой, произошло «потепление» в идеологии режима, и группе удалось впервые за десять лет выпустить сольный альбом «Гимн солнцу» и другие записи, сняться в фильме «Фантазия на тему любви» и впервые появиться на телевидении.
Но в 1981, после их триумфального выступления на организованном Наминым фестивале в Ереване и восторженных статей в журналах Time (США) и Stern (ФРГ), они опять попали в опалу, став мишенью непосредственно Комитета государственной безопасности. В ответ на репрессии Намин решил больше не искать компромиссов и предложил худсовету фирмы «Мелодия» свой новый бескомпромиссный репертуар в стиле рок с жесткими социальными стихами: «Ностальгия по настоящему» (А. Вознесенский), «Я не сдаюсь» (Е. Евтушенко), «Пустой орех» (Ю. Кузнецов), «Однажды ночью» (Д. Самойлов), «Элегия» (Н. Рубцов) и др.
Это были уже не наивные романтические тексты и лирические мелодии семидесятых, к которым привыкли худсоветы и публика, и фирма «Мелодия», несмотря на то что она получала огромные прибыли от миллионных тиражей (при этом ничего не платя исполнителям), также закрылась для Группы Стаса Намина навсегда.
Намина и его музыкантов преследовала прокуратура СССР, запрещали и игнорировали Министерство культуры и другие советские официальные организации. Даже однозначно позитивная песня Намина «Мы желаем счастья вам», написанная в 1982 году и как бы завершившая романтический период его песен, и ставшая сегодня национальной классикой, была запрещена в СМИ и только в 1984–1985 годах впервые появилась на телевидении.
В 1982 году Намин, потеряв надежду на возможность продолжать профессиональную деятельность в этом жанре группы, решает поменять профессию и вместе со своим другом Александром Кайдановским поступает на Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР.
Там его учителями были Александр Митта, Паола Волкова и другие.
В 1983 году Намин снял первый в стране видеоклип на свою новую песню «Старый Новый Год» (стихи А. Вознесенского) с откровенно политическим подтекстом. Клип был запрещен в СССР и впервые попал в эфир только в 1986 в США на MTV.
В 1985 году на всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве
«Группа Стаса Намина» участвовала без разрешения Министерства Культуры, выступая по приглашению зарубежных участников в их концертах и в совместных джемах. Тогда общение с иностранцами без специального разрешения было запрещено. В результате, после фестиваля Коллегия Министерства Культуры СССР обвинила группы в антисоветской деятельности.
В 1986 году, только благодаря веяниям перестройки, когда к власти пришел Михаил Горбачев, удалось осуществить совместный проект Стаса Намина и Дэвида Вулкомба (США) «Дитя Мира». После полугодового противостояния с властями, « Группа Стаса Намина » прорвалась через «железный занавес» и стала первой отечественной рок-группой, которая совершила турне по Соединенным Штатам, а затем, за несколько лет объехала с гастролями весь мир: Восточную и Западную Европу, Южную и Северную Америку, Африку, Японию, Австралию и др.
Во второй половине восьмидесятых перестройка в СССР открыла новые перспективы и дала возможность проявить себя в недоступных ранее областях деятельности, как внутри страны, так и за ее пределами.
И Намин, воспользовавшись неожиданной свободой, начал активно заниматься различными творческими, социальными и коммерческими проектами.
В 1990 году он остановил деятельность группы и только через десять лет, в 1999, он снова восстанавливает «Цветы» и они отмечают свое тридцатилетие большим концертом – в нем приняли участие работавшие ранее в группе музыканты и друзья – звезды отечественной рок-музыки.
Но и после этого концерта группа не вернулась в шоу-бизнес. «Цветы» работали в созданном Стасом Наминым в том же 1999 году Московском театре музыки и драмы, участвуя в создании мюзикла «Волосы», рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда» и других спектаклей.
В свой 40-летний юбилей, в 2009 году, «Цветы» записали на легендарной студии Abbey Road в Лондоне все свои известные хиты, созданные в период с 1969-го по 1983 годы.
Двойной альбом «Назад в СССР» стал своеобразным итогом их раннему творчеству.
В 2010 году, фактически впервые за 20 лет, «Цветы» на новом витке деятельности опять вышли на большую сцену, собрав на свой юбилейный концерт в «Крокус Сити Холл» более 5000 зрителей, а так же начав регулярные гастроли. Летом 2010-го, также на Abbey Road, «Цветы» записывают новый альбом «Распахни свое окно» – первая серьезная авторская работа группы за тридцать лет после выпущенного в 1980 году альбома «Гимн Солнцу». В новый альбом вошли 17 песен, большинство из которых созданы в 1980-х годах и из-за запретов остались незаписанными и неизданными. В 2013-м «Цветы» выпустили два новых концертных альбома – «Человек разумный» и «Власть цветов».
2014 год , год сорокапятилетия группы «Цветы», который она отметила большим туром по сорока пяти городам России и зарубежья.
За все время существования «Группы Стаса Намина» фирма «Мелодия» продала более шестидесяти миллионов ее пластинок. Как композитор Намин работает в разных музыкальных жанрах, в семидесятых и восьмидесятых написав большинство песен для репертуара «Цветов», многие из которых были запрещены и не изданы, а среди тех, которые удалось выпустить, национальными хитами стали «Рано прощаться», «Летний вечер», «Юрмала», «Белые льдины», «Ностальгия по настоящему», «Мы желаем счастья вам» и др. В группе «Цветы» никогда не было постоянного состава. За первые двадцать лет в группе работали более пятидесяти музыкантов, в «Цветах» играли А. Слизунов, С. Дьячков, А. Лосев, А. Козлов, С. Дюжиков, Ю. Фокин, К. Никольский, И. Саруханов, А. Маршал, А. Малинин, А. Сапунов, Н. Арутюнов, С. Воронов и многие другие. Музыканты «Цветов» стали также основой созданной Наминым группы «Парк Горького». Постоянный состав группы «Цветы» сформировался после десятилетнего перерыва, в 1999 году: Олег Предтеченский, Валерий Диордица, Юрий Вильнин, Александр Грецинин, Алан Асламазов.
В 1987 году в Зеленом Театре Парка Горького появилась одна из первых в стране негосударственных организаций «Центр Стаса Намина», которая, следуя смелому высказыванию Горбачева: «Что не запрещено, то разрешено», фактически без официального юридического статуса, согласований и разрешений Министерства Культуры, самостоятельно собрала под своей крышей молодые, запрещенные ранее таланты. SNC стал первым в стране продюсерским центром, где в независимой студии звукозаписи делали первые шаги и развивались новые музыкальные коллективы, такие как «Парк Горького», «Бригада С», «Моральный кодекс», «Калинов мост», «Ночной проспект», «Николай Коперник», «Мегаполис», «Сплин» и многие другие, а также молодые художники, поэты, дизайнеры.
В начале 1987 года, после своих первых выездов с концертами на Запад, Намин решил попробовать свои силы как продюсер на мировом рынке шоу-бизнеса. Специально «на экспорт» он создал музыкальный проект, придумав ему название по месту рождения – «Парк Горького». Намин подобрал музыкантов, и, в результате двухлетней работы в своей студии SNC, создал имидж, репертуар и демонстрационные записи новой группы. Пригласив в Москву президента фирмы US Polygram Records Дика Эшера, он подписал первый в стране прямой контракт, а также привлек к проекту группу Bon Jovi, таким образом подняв репутацию своей новой группы. Главным трамплином в карьере «Парка Горького» стало их участие в организованном Наминым в 1989 году историческом международном рок-фестивале в Лужниках. В музыкальный фестиваль мира, доход от которого пошел на борьбу с наркоманией, Намин включил свою группу «Парк Горького» наравне с Bon Jovi, Motley Crue, Оззи Озборном, Scorpions, Cinderella и другими мировыми звездами. Фестиваль транслировался в 59-ти странах мира и был номинирован как лучшее в мире музыкальное событие года.
В конце восьмидесятых Центр Стаса Намина стал культовым местом Москвы, где можно было встретить самых известных и прогрессивных людей мира: Арнольда Шварценеггера, Питера Гэбриэла, U-2, Энни Ленокс, Pink Floyd, Роберта Де Ниро, Квинси Джонса и многих других. Знаменитый Фрэнк Заппа, частый гость Намина, снял фильм о Центре, а группа Scorpions, вдохновленная перестройкой и новаторством свободной жизни Центра, написала свой хит «Ветер перемен».
Холдинг SNC стал фактически первой в стране свободной корпорацией шоу-бизнеса, разбив монополию государственного режима. Но деятельность созданных Наминым фирм, вошедших в холдинг, была фактически благотворительной, так как тогда в России в этой области не было еще ни коммерции, ни шоу-бизнеса. В то время создание новых независимых от государства фирм, помогающих музыкантам, было скорее социально-новаторским, так как ничего подобного ранее в стране не существовало.
В холдинг SNC вошли фирмы, созданные прежде всего для развития новой, запрещенной в советские времена культуры: студия звукозаписи SNC Studio, продюсерский центр SNC, концертное агентство SNC Concerts, студия дизайна SNC Design, модельное агентство и театры моды SNC Fashion, рок-кафе «Виктория», фирма грамзаписи SNC Records, галерея современной живописи и прикладного искусства Stanbet Gallery, радиостанция Radio SNC, телекомпания SNC TV, глянцевый журнал «Стас». Тогда же Наминым было создано ледовое шоу Moscow-On-Ice и организованы его гастроли по миру. В 1987 году Наминым был создан Московский симфонический оркестр, главный дирижер – Константин Кримец. В 1997–99 годах Московский симфонический оркестр записал более восьмидесяти компакт-дисков с музыкой для кинофильмов, мультипликационных фильмов и компьютерных игр, которые были выпущены в Японии, США, Китае, Австрии и Англии.
Совместно с британской компанией Cromwell Production оркестр записал музыку для кинофильма «Маэстро Музыки», 12-серийного телесериала, в котором звучит музыка Баха, Генделя, Вивальди, Моцарта, Грига и Дворжака. Под управлением Константина Кримца оркестр создал более ста оригинальных записей и записал музыку более чем для 450 фильмов.
Уникальным стал совместный тур МСО и английской группы ELO по Великобритании в 1991 году. Помимо классического симфонического репертуара, с которым оркестр выступал в Большом зале консерватории и других престижных площадках страны, Намин создал другое лицо оркестра – симфонические обработки классической рок-музыки, с которым он выступал под названием Moscow Simphony Rocks. В 1989 году было создано одно из первых российско-американских совместных предприятий «Станбет» (Stanbet), которое объединило бизнес-проекты, не связанные с искусством. Таким образом, проекты и фирмы, связанные с музыкой и другими искусствами, существовали под маркой холдинга SNC, а коммерческие проекты вошли в холдинг Stanbet. Холдинг «Станбет»: Stanbet Trading (торговля), Stanbet Publishing (издательство), Stanbet Sports (спортивное агентство), Stanbet Entertainment (шоу-бизнес), Stanbet Development (развитие недвижимости), Stanbet Energy (технологии в сфере энергетики), Stanbet Electronics (лаборатория Hi-End).
С 1992-го по 1996-й годы Намин много времени проводил в США, работая со своими партнерами по бизнесу: Fuller Development, Atwood Richards, Sachs Associates и другими, получая опыт в новых для себя профессиях международного бизнеса, одновременно поддерживая активную деятельность своего Центра в Москве. В это время SNC провел в СК «Олимпийский» первые независимые гастроли зарубежной звезды – Iron Maden, окончательно разбив монополию Госконцерта, провел фестиваль «Единый Мир» в Зеленом Театре и другие.